Вверх

Занятия со взрослыми

О курсе бесед «Основы православного вероучения».

В сентябре 2012 года мы начали курс еженедельных бесед по основам православного вероучения в воскресной школе прихода Святой Троицы. Раскрытие самой сути византийско-московского православия является главной целью проводимых мною бесед. Понять православную культуру периода ее максимального расцвета (в средневековье), в ее чистейшем мироощущении, не затронутом позднейшими наслоениями культуры либеральной, очень важно для современного человека. Не менее важно взглянуть глазами византийско-московского православия на другие культуры и соответствующе их оценить. Современному человеку необходимо понять феномен религии вообще, ее неотъемлемые элементы: авторитаризм, культ, кровавые жертвоприношения, аскетические практики, магизм и мистицизм. Спецификум православия можно полноценно осознать исходя из этих элементов, присущих всякой живой религии.

Основой православия является его догматическое сознание и литургическая практика. В своих беседах я стараюсь раскрыть содержание главных догматов православия: самую их логику и историческое их становление. Серьезный недостаток современного богословия заключается в отношении к догматам как к чему-то нерациональному, нефилософичному; это отношение сложилось под влиянием определенной богословской традиции. Показать логическую стройность, органическую целостность и красоту догматической системы православия – это большой труд, за который я и решил взяться. Главным моим ориентиром в богословии является религиозно-философская система и диалектический метод Лосева А. Ф. (монаха Андроника) и идеи отца Павла Флоренского. Эти православные мыслители, в свою очередь восходят к традиции византийского и античного платонизма: Платон, Плотин, Прокл, Дионисий Ареопагит, прп. Максим Исповедник, свт. Григорий Палама и др. На мой взгляд, умозрения платоников намного роднее и естественнее для святоотеческой мысли, нежели новомодные философские и богословские течения.

Особый интерес должен быть сформирован к культуре Московской Руси. Тот культовый сакральный символизм, который получил теоретическое обоснование в античности и в Византии, был полноценно осуществлен в Древней Руси XIV-XVI вв. Поэтому очень важно для современного православного образования изучение древнерусской культовой эстетики –  певческого искусства, иконописи, архитектуры. Полезно изучить отношение к церковно-славянскому языку на Руси, и изменение языковой и культурной ситуации в связи с церковными реформами сер. XVII в.; изучить и осмыслить древнерусскую дореформенную литургическую традицию, а так же попытаться воспроизвести ее хотя бы отчасти в рамках отдельного прихода.

Все это становится актуальным в современном контексте поиска православной самоидентичности и культурных ориентиров.

Иерей Григорий Мусохранов

Основы православного вероучения.

Часть вводная.

Урок 1. Догмат и его значение в религиозной жизни.

Урок 2. Основные исторически сложившиеся типы отношений человека к Богу: авторитарный, либеральный, атеистический. Их характеристики.

Урок 3. Троичность Абсолюта и переход к христианской триадологии.

Часть I. Триадология. Имя – Энергия.

Урок 4. Содержание Троичного догмата.

Урок 5. Историческое становление Троичного догмата. Доникейское учение. Противостояние: субординационизм – монархианство (модализм и динамизм). (Болотов В. В., Спасский А.).

Урок 6. Никейское учение. Преодоление субординационизма: «единосущие». Свт. Афанасий Александрийский. (Болотов В. В., Спасский А.).            

Урок 7. Великие каппадокийцы. Преодоление модализма: «триипостасность». Ареопагитский корпус: диалектика триединства.  (Болотов В. В., Спасский А.).

Урок 8. Поздневизантийский период триадологии (XIVв.). Божественная Энергия. (свт. Григорий Палама).

Урок 9. Раскрытие троичного догмата в древнерусской иконописи (XV-XVIвв.).

Урок 10. Русское имяславие: Имя и София (XXв.). (Флоренский, Лосев).

Приложения к Троичному догмату.

  1. Логическая основа Троичного догмата. Диалектика триады, осуществленной как тетрактида и выраженной как пентада. (Лосев).
  2. Жизненная основа христианской триадологии. (Лосев).

Часть II. Космология. Имя – Демиургия.

Урок 11. Диалектика акта творения. Божественные энергии и небытие. (Лосев. Античный космос).

Урок 12. Иерархия твари: ангел, человек, космос. Геоцентрическая космология (Флоренский. Мнимости в геометрии. Граммель Р. Механические доказательства движения Земли).

Урок 13. Умопостигаемые чины. Ангелология. Диалектика бесплотных сил. (Лосев. Дополнения).

Урок 14. Демонология и сущность зла.

Урок 15. Адам: диалектика первозданной сущности. (прп. Максим Исповедник. Амбигвы).

Урок 16. Грехопадение и его последствия. (прп. Максим Исповедник).

Урок 17. Ветхозаветный мир. Допотопное и послепотопное человечество. Вавилон и возникновение народов. (Шеллинг В. И. Ф. Философия мифологии).

Урок 18. «Священная история» Израиля. Эпохи откровения Бога: Элохим, Яхве, Iсус. (Шеллинг В. И. Ф. Философия мифологии).

Урок 19. «Невеста Агнца» и «Друг Жениха» как индивидуально ставшее творение. (св. Николай Кавасила, свт. Григорий Палама).

Часть III. Христология. Богочеловек как максимальное единство Абсолюта и инобытия.

Урок 20. Содержание христологического догмата. Диалектика Богочеловека.

Урок 21. Домостроительство – дело спасения рода человеческого. (прп. Максим Исповедник. Амбигвы). Феномен жертвоприношения и его диалектика.

Урок 22. История христологического догмата. Период доникейский (I-IV вв.). (Болотов В. В., Бриллиантов А. И. Лекции).

Урок 23. Христология в период I и II Вселенских соборов (IVв.). Аполлинарий Лаодикийский и начало христологических споров. (Болотов В. В., Бриллиантов А. И. Лекции).

Урок 24. Антиохийская христология, несторианство и свт. Кирилл Александрийский. (Болотов В. В.). Преодоление несторианства в учении о «единой ипостаси».

Урок 25. Монофизитство. Халкидонский собор (Vв.). Снятие противостояния несторианства и монофизитства: диалектика Богочеловеческого двуединства. (Болотов В. В.,)

Урок 26. Христология в VI веке. Севир Антиохийский. Леонтий Византийский и Леонтий Иерусалимский. Детализация диалектики двуединства. (Грильмайер А.)

Урок 27. Монофелитство и VI Вселенский собор. Преп. Максим Исповедник: окончательная диалектика Богочеловека.

Часть IV. Экклезиология. София и Имя как теургический Символ.

Урок 28. Церковь – предвечное Тело Божие. Двуприродность Церкви: Церковь вечная и Церковь становящаяся. Богородица, Богочеловек и богочеловечество.

Урок 29. Мистериология. Таинство – функция Церкви как организма. Евхаристия и дедукция семи таинств. (Флоренский. Философия культа).

Урок 30. Эвхология. Имя Божие как стихия, через которую воплощается Церковь.

Урок 31. Сакральный символизм. Святоотеческое учение о Божественных символах. Древнерусское обрядопочитание как полноценное осуществление абсолютного символизма. (Карташев А. Смысл старообрядчества).

Урок 32. Культовое искусство. Основные принципы культовой эстетики.

Урок 33. Музыкальная стихия Божества. Диалектический принцип в древнерусской музыкальной системе. Демественно-путевое многоголосие. (Пожидаева Г. А., Богомолова М. В.)

Урок 34. Словесная стихия Божества. Философия имени. (Лосев)

Урок 35. Церковно-славянский язык в восприятии Древней Руси: его основные черты – сакральность, богооткровенность, объективность, магичность. (Успенский Б. А. История русского литературного языка XI-XVII вв.)

Урок 36. Иконография. Откровение вечных образов. Древнерусская икона (П. Флоренский, Е. Трубецкой, Н. Тарабукин).

Урок 37. Православное иконопочитание и Седьмой Вселенский собор.

Урок 38. Архитектура. Божественная пропорция. Византийский и Русский «купол». Русское шатровое зодчество.

Часть V. Философия истории. Имя – Миф.

Урок 39. Понятие «Мифа». Абсолютная Мифология и относительные типы мифологий. История как деяние Первозданного Адама. Принцип разделения мировых культур. (Лосев).

Урок 40. Первобытное человечество – эпоха Урана, относительного монотеизма. Вавилон: возникновение народов и политеизма. (Шеллинг В. И. Ф. Философия Откровения).

Урок 41. Древний Восток – эпоха мифологии Кроноса. Месопотамия. Египет. Индия. (Шеллинг В. И. Ф. Философия Откровения).

Урок 42. Античность – эпоха мифологии Зевса и ожидание эпохи Диониса. Дионис Загрей, Вакх и Иакх. Платонизм, Элевсинские мистерии и умозрения Прокла. (Шеллинг В. И. Ф. Философия Откровения).

Урок 43. Византийское христианство. Абсолютная Мифология Христа-Логоса. Воплощение Евангельского откровения на греческой почве. Раскрытие Византийского православия в платонических умозрениях прп. Максима Исповедника, в мистике прп. Симеона Нового Богослова и в исихазме. Паламизм как ответ православия грядущей либеральной культуре.

Урок 44. Русское христианство. Абсолютная Мифология Христа-Софии. Преображенная материя: от камня до звука, и от царя до холопа (Домострой). Максимальный расцвет Московского православия при христолюбивом царе Иоанне Грозном в XVI веке. Москва – Третий Рим, сила удерживающая антихристианство.

Урок 45. Латино-франкское христианство. Мифология Filioque. Земная церковь как момент инобытия, соотносимый с Абсолютом.

Урок 46. Германское христианство. Церковный человек как момент инобытия, соотносимый с Абсолютом. Мастер Экхард и германская мистика.

Урок 47. Исламский мир. Мифология Мухаммеда. Человечество-церковь, как момент инобытия соотносимый с Абсолютом. (Мир Валлидин. Коранический суфизм).

Урок 48. Эпоха либерализма. Идеально-утвержденный в-себе инобытийный индивидуум. Расцвет субъективной науки и искусства (Возрождение, Просвещение). Философская система Гегеля Г. В. Ф.

Урок 49. Запоздавший ответ Московского православия либеральной культуре: философия Соловьева В. С., о. Павла Флоренского, Лосева А. Ф.

Урок 50. Мифология социализма и анархизма. Материально-утвержденный в-себе инобытийный социум. Расцвет материального производства и техники.

Урок 51. Мифология Израиля. «Израиль по плоти» есть ось мировой истории. Предпосылки конечного типа культуры в философии каббалы. Ицхак Лурия, Хаим Витал, Авраам Коген Эррера. (Гершом Шолем. Основные течения в еврейской мистике).

Часть VI. Эсхатология. Имя как Суд и Слава вечного Царства-Софии.

Урок 52. «Удерживающий ныне» – богословие и эсхатология царской власти. Православный Царь как образ Христа.

Урок 53. Лже-царь. Антихрист и эпоха антихристианства. «Имя зверя» – эманация сатаны. (Ипполит Римский).

Урок 54. Свершение исторического деяния Перво-Адама. «Весь спасенный Израиль» и «полное число язычников» (Рим. 11:25-26) как окончательно-ставшее творение. Второе пришествие Христово. Всеобщее воскресение и суд.

Урок 55. Конец истории. Ад и Рай – завершающие категории Абсолютной диалектики.

Урок 56. Вечное Богочеловечество: «будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15: 20). София – небесный град Иерусалим и невеста Агнца. «Имя Его будет на челах их» (Откр. 22:4).

Часть заключительная.

Урок 57. Абсолютная диалектика должна перейти в Абсолютную Мифологию, совершенное познание должно завершиться молитвой, таинством и спасением. Для русской культуры конкретным образцом Абсолютной Мифологии является Святая Русь XIV-XVI веков.