Занятия со взрослыми
О курсе бесед «Основы православного вероучения».
В сентябре 2012 года мы начали курс еженедельных бесед по основам православного вероучения в воскресной школе прихода Святой Троицы. Раскрытие самой сути византийско-московского православия является главной целью проводимых мною бесед. Понять православную культуру периода ее максимального расцвета (в средневековье), в ее чистейшем мироощущении, не затронутом позднейшими наслоениями культуры либеральной, очень важно для современного человека. Не менее важно взглянуть глазами византийско-московского православия на другие культуры и соответствующе их оценить. Современному человеку необходимо понять феномен религии вообще, ее неотъемлемые элементы: авторитаризм, культ, кровавые жертвоприношения, аскетические практики, магизм и мистицизм. Спецификум православия можно полноценно осознать исходя из этих элементов, присущих всякой живой религии.
Основой православия является его догматическое сознание и литургическая практика. В своих беседах я стараюсь раскрыть содержание главных догматов православия: самую их логику и историческое их становление. Серьезный недостаток современного богословия заключается в отношении к догматам как к чему-то нерациональному, нефилософичному; это отношение сложилось под влиянием определенной богословской традиции. Показать логическую стройность, органическую целостность и красоту догматической системы православия – это большой труд, за который я и решил взяться. Главным моим ориентиром в богословии является религиозно-философская система и диалектический метод Лосева А. Ф. (монаха Андроника) и идеи отца Павла Флоренского. Эти православные мыслители, в свою очередь восходят к традиции византийского и античного платонизма: Платон, Плотин, Прокл, Дионисий Ареопагит, прп. Максим Исповедник, свт. Григорий Палама и др. На мой взгляд, умозрения платоников намного роднее и естественнее для святоотеческой мысли, нежели новомодные философские и богословские течения.
Особый интерес должен быть сформирован к культуре Московской Руси. Тот культовый сакральный символизм, который получил теоретическое обоснование в античности и в Византии, был полноценно осуществлен в Древней Руси XIV-XVI вв. Поэтому очень важно для современного православного образования изучение древнерусской культовой эстетики – певческого искусства, иконописи, архитектуры. Полезно изучить отношение к церковно-славянскому языку на Руси, и изменение языковой и культурной ситуации в связи с церковными реформами сер. XVII в.; изучить и осмыслить древнерусскую дореформенную литургическую традицию, а так же попытаться воспроизвести ее хотя бы отчасти в рамках отдельного прихода.
Все это становится актуальным в современном контексте поиска православной самоидентичности и культурных ориентиров.
Иерей Григорий Мусохранов
Основы православного вероучения.
Часть вводная.
Урок 1. Догмат и его значение в религиозной жизни.
Урок 2. Основные исторически сложившиеся типы отношений человека к Богу: авторитарный, либеральный, атеистический. Их характеристики.
Урок 3. Троичность Абсолюта и переход к христианской триадологии.
Часть I. Триадология. Имя – Энергия.
Урок 4. Содержание Троичного догмата.
Урок 5. Историческое становление Троичного догмата. Доникейское учение. Противостояние: субординационизм – монархианство (модализм и динамизм). (Болотов В. В., Спасский А.).
Урок 6. Никейское учение. Преодоление субординационизма: «единосущие». Свт. Афанасий Александрийский. (Болотов В. В., Спасский А.).
Урок 7. Великие каппадокийцы. Преодоление модализма: «триипостасность». Ареопагитский корпус: диалектика триединства. (Болотов В. В., Спасский А.).
Урок 8. Поздневизантийский период триадологии (XIVв.). Божественная Энергия. (свт. Григорий Палама).
Урок 9. Раскрытие троичного догмата в древнерусской иконописи (XV-XVIвв.).
Урок 10. Русское имяславие: Имя и София (XXв.). (Флоренский, Лосев).
Приложения к Троичному догмату.
- Логическая основа Троичного догмата. Диалектика триады, осуществленной как тетрактида и выраженной как пентада. (Лосев).
- Жизненная основа христианской триадологии. (Лосев).
Часть II. Космология. Имя – Демиургия.
Урок 11. Диалектика акта творения. Божественные энергии и небытие. (Лосев. Античный космос).
Урок 12. Иерархия твари: ангел, человек, космос. Геоцентрическая космология (Флоренский. Мнимости в геометрии. Граммель Р. Механические доказательства движения Земли).
Урок 13. Умопостигаемые чины. Ангелология. Диалектика бесплотных сил. (Лосев. Дополнения).
Урок 14. Демонология и сущность зла.
Урок 15. Адам: диалектика первозданной сущности. (прп. Максим Исповедник. Амбигвы).
Урок 16. Грехопадение и его последствия. (прп. Максим Исповедник).
Урок 17. Ветхозаветный мир. Допотопное и послепотопное человечество. Вавилон и возникновение народов. (Шеллинг В. И. Ф. Философия мифологии).
Урок 18. «Священная история» Израиля. Эпохи откровения Бога: Элохим, Яхве, Iсус. (Шеллинг В. И. Ф. Философия мифологии).
Урок 19. «Невеста Агнца» и «Друг Жениха» как индивидуально ставшее творение. (св. Николай Кавасила, свт. Григорий Палама).
Часть III. Христология. Богочеловек как максимальное единство Абсолюта и инобытия.
Урок 20. Содержание христологического догмата. Диалектика Богочеловека.
Урок 21. Домостроительство – дело спасения рода человеческого. (прп. Максим Исповедник. Амбигвы). Феномен жертвоприношения и его диалектика.
Урок 22. История христологического догмата. Период доникейский (I-IV вв.). (Болотов В. В., Бриллиантов А. И. Лекции).
Урок 23. Христология в период I и II Вселенских соборов (IVв.). Аполлинарий Лаодикийский и начало христологических споров. (Болотов В. В., Бриллиантов А. И. Лекции).
Урок 24. Антиохийская христология, несторианство и свт. Кирилл Александрийский. (Болотов В. В.). Преодоление несторианства в учении о «единой ипостаси».
Урок 25. Монофизитство. Халкидонский собор (Vв.). Снятие противостояния несторианства и монофизитства: диалектика Богочеловеческого двуединства. (Болотов В. В.,)
Урок 26. Христология в VI веке. Севир Антиохийский. Леонтий Византийский и Леонтий Иерусалимский. Детализация диалектики двуединства. (Грильмайер А.)
Урок 27. Монофелитство и VI Вселенский собор. Преп. Максим Исповедник: окончательная диалектика Богочеловека.
Часть IV. Экклезиология. София и Имя как теургический Символ.
Урок 28. Церковь – предвечное Тело Божие. Двуприродность Церкви: Церковь вечная и Церковь становящаяся. Богородица, Богочеловек и богочеловечество.
Урок 29. Мистериология. Таинство – функция Церкви как организма. Евхаристия и дедукция семи таинств. (Флоренский. Философия культа).
Урок 30. Эвхология. Имя Божие как стихия, через которую воплощается Церковь.
Урок 31. Сакральный символизм. Святоотеческое учение о Божественных символах. Древнерусское обрядопочитание как полноценное осуществление абсолютного символизма. (Карташев А. Смысл старообрядчества).
Урок 32. Культовое искусство. Основные принципы культовой эстетики.
Урок 33. Музыкальная стихия Божества. Диалектический принцип в древнерусской музыкальной системе. Демественно-путевое многоголосие. (Пожидаева Г. А., Богомолова М. В.)
Урок 34. Словесная стихия Божества. Философия имени. (Лосев)
Урок 35. Церковно-славянский язык в восприятии Древней Руси: его основные черты – сакральность, богооткровенность, объективность, магичность. (Успенский Б. А. История русского литературного языка XI-XVII вв.)
Урок 36. Иконография. Откровение вечных образов. Древнерусская икона (П. Флоренский, Е. Трубецкой, Н. Тарабукин).
Урок 37. Православное иконопочитание и Седьмой Вселенский собор.
Урок 38. Архитектура. Божественная пропорция. Византийский и Русский «купол». Русское шатровое зодчество.
Часть V. Философия истории. Имя – Миф.
Урок 39. Понятие «Мифа». Абсолютная Мифология и относительные типы мифологий. История как деяние Первозданного Адама. Принцип разделения мировых культур. (Лосев).
Урок 40. Первобытное человечество – эпоха Урана, относительного монотеизма. Вавилон: возникновение народов и политеизма. (Шеллинг В. И. Ф. Философия Откровения).
Урок 41. Древний Восток – эпоха мифологии Кроноса. Месопотамия. Египет. Индия. (Шеллинг В. И. Ф. Философия Откровения).
Урок 42. Античность – эпоха мифологии Зевса и ожидание эпохи Диониса. Дионис Загрей, Вакх и Иакх. Платонизм, Элевсинские мистерии и умозрения Прокла. (Шеллинг В. И. Ф. Философия Откровения).
Урок 43. Византийское христианство. Абсолютная Мифология Христа-Логоса. Воплощение Евангельского откровения на греческой почве. Раскрытие Византийского православия в платонических умозрениях прп. Максима Исповедника, в мистике прп. Симеона Нового Богослова и в исихазме. Паламизм как ответ православия грядущей либеральной культуре.
Урок 44. Русское христианство. Абсолютная Мифология Христа-Софии. Преображенная материя: от камня до звука, и от царя до холопа (Домострой). Максимальный расцвет Московского православия при христолюбивом царе Иоанне Грозном в XVI веке. Москва – Третий Рим, сила удерживающая антихристианство.
Урок 45. Латино-франкское христианство. Мифология Filioque. Земная церковь как момент инобытия, соотносимый с Абсолютом.
Урок 46. Германское христианство. Церковный человек как момент инобытия, соотносимый с Абсолютом. Мастер Экхард и германская мистика.
Урок 47. Исламский мир. Мифология Мухаммеда. Человечество-церковь, как момент инобытия соотносимый с Абсолютом. (Мир Валлидин. Коранический суфизм).
Урок 48. Эпоха либерализма. Идеально-утвержденный в-себе инобытийный индивидуум. Расцвет субъективной науки и искусства (Возрождение, Просвещение). Философская система Гегеля Г. В. Ф.
Урок 49. Запоздавший ответ Московского православия либеральной культуре: философия Соловьева В. С., о. Павла Флоренского, Лосева А. Ф.
Урок 50. Мифология социализма и анархизма. Материально-утвержденный в-себе инобытийный социум. Расцвет материального производства и техники.
Урок 51. Мифология Израиля. «Израиль по плоти» есть ось мировой истории. Предпосылки конечного типа культуры в философии каббалы. Ицхак Лурия, Хаим Витал, Авраам Коген Эррера. (Гершом Шолем. Основные течения в еврейской мистике).
Часть VI. Эсхатология. Имя как Суд и Слава вечного Царства-Софии.
Урок 52. «Удерживающий ныне» – богословие и эсхатология царской власти. Православный Царь как образ Христа.
Урок 53. Лже-царь. Антихрист и эпоха антихристианства. «Имя зверя» – эманация сатаны. (Ипполит Римский).
Урок 54. Свершение исторического деяния Перво-Адама. «Весь спасенный Израиль» и «полное число язычников» (Рим. 11:25-26) как окончательно-ставшее творение. Второе пришествие Христово. Всеобщее воскресение и суд.
Урок 55. Конец истории. Ад и Рай – завершающие категории Абсолютной диалектики.
Урок 56. Вечное Богочеловечество: «будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15: 20). София – небесный град Иерусалим и невеста Агнца. «Имя Его будет на челах их» (Откр. 22:4).
Часть заключительная.
Урок 57. Абсолютная диалектика должна перейти в Абсолютную Мифологию, совершенное познание должно завершиться молитвой, таинством и спасением. Для русской культуры конкретным образцом Абсолютной Мифологии является Святая Русь XIV-XVI веков.