Вверх

Средневековье священника Павла Флоренского

Вступление. Апологет Средневековья: культоцентризм, иконопочитание, геоцентрическая космология и т. д.



  1. Магия в миросозерцании Флоренского.
    1. Панмагизм (Общечеловеческие корни идеализма 1908г.; Органопроекция 1917г.).
    2. Магия в связи с имяславской проблематикой (Магичность слова 1919г.).
    3. Магия в аспекте истории и философии культа. Раскол XVII века: изменение культовых форм как переход к десакрализации культуры.
  2. Монархические идеи.
    1. «Священнокнут». Теократический, а не демократический принцип поставления Царя. Богословие царской власти: Царь как явление религиозное, а не правовое. Царство от Царя, а не Царь от Царства. Самодержавие необходимо отличать от имперского абсолютизма, как крайней формы автократии. (Около Хомякова 1916г.; Переписка с Булгаковым 1917г.).
    2. Церковь и Царь. Сакральное восприятие Царской власти в средневековом византийско-московском православии: чин помазания Царя. Царь-Помазанник как живая икона Христа. (Философия культа 1918г.).
    3. Богословский аспект династического принципа: Царь – во времени растянутый образ Христа. «Удерживающий ныне»: святоотеческая эсхатология царской власти.
    4. Споры вокруг личности первого русского Царя (митр. Иоанн (Снычев), Манягин В., Фомин С., и др.)
  3. «Центральный вопрос всемирной истории».
    1. Евреи – ось мировой истории. Христос и Антихрист (Предисловие к сборнику «Израиль в прошлом, настоящем и будущем» 1914г.)
    2. Философская система каббалы как пан-Израилизм. (Гершом Шолем. Основные течения в еврейской мистике).
    3. Литургическая традиция новозаветного иудаизма (Переписка с Розановым 1913г.).
    4. Иудеи и судьба христиан (Переписка с Розановым 1913г.).

Лекции, прочитанные иер. Григорием студентам БФ ЦПУ в 2007 г.


Возврат к списку