Вверх

Мои исследования

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХРИСТОЛОГИИ

Христология – это учение о Богочеловеке и Его роли в Священной истории. Сначала христология раскрывает, что такое «Богочеловек», как особая категория в соотношении Абсолюта и инобытия, - то есть онтологический статус Богочеловека, а затем разъясняет ту функцию, которую Он выполняет в конкретной истории взаимоотношений Бога и инобытия. Образ единения Божественного и человеческого во Христе был догматически сформулирован на IV и VI Вселенских соборах, в которых говорилось о том, что обе природы Божественная и человеческая сошлись в одну ипостась неслитно, неразделимо, неразлучно и неизменно. Т. е. не произошло слияние и возникновение некоей новой единой природы состоящей из Бога и человека, так как природа – это фундаментальное основание бытия, теряя которое теряется само... Подробнее

ВОСПРИЯТИЕ БОЖЕСТВЕННЫХ ИМЕН КАК СУЩНОСТНЫХ ЭНЕРГИЙ В АНТИЧНОМ И ВИЗАНТИЙСКОМ ПЛАТОНИЗМЕ . ИСТОКИ ИМЯСЛАВИЯ

Возникший в недавнее время интерес к имяславским спорам нач. XX в. побуждает современных исследователей к изучению вопроса о восприятии имени Божьего в древнехристианской традиции в целом, а так же в различных ее элементах: в библейском богословии, литургическом и аскетическом предании. Современным введением в историю и проблематику имяславских споров стала одноименная монография епископа Илариона (Алфеева), в заключении которой автор приходит к выводу о том, что вышеперечисленные элементы древнехристианской традиции вполне созвучны с доктриной имяславцев. Что же касается византийской патристики, то эта часть предания, по мнению епископа Илариона, не подтверждает, а даже опровергает представление имяславцев о том, что имя Божие есть нетварная энергия Божества: «Можно ли утверждать, что «имя Божие есть энергия... Подробнее

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХРИСТИАНСКОЙ ИСТОРИОСОФИИ

Историософия – учение о начале и смысле истории, законах ее становления и конечной цели. Все содержание истории заключено в Божественном замысле, в области демиургийной, там где пребывают не только прообразы инобытия (творческие имена-энергии), но и сами сюжеты и маршруты становления инобытия. В целом этот аспект энергийной области Божества можно назвать Священной Историей или Божественным, Абсолютным Мифом. Начало истории заключено в первозданном человеке, который должен завершить божественное творчество, приведя все чувственное творение к состоянию ангельского совершенства, утвержденности в Боге. Божественная демиургия должна завершиться человеческой (тварной) теургией. Возделывание райского сада и размножение должны были стать для человека этапами теургического процесса. Первым историческим событием становится грехопадение Адама, в котором подвластная Адаму реальность утверждается вне Бога, в... Подробнее

Тезисы лекции: КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХРИСТИАНСКОЙ КОСМОЛОГИИ.

Космология – это система представлений о происхождении, структуре и конечной цели мира и человека. Христианский Абсолют мыслится как полностью реализовавший все потенции Своего бытия, что дано в представлении о троичности, о Царстве и Имени Бога. В триипостасности Божественное бытие проявляет и утверждает свое содержание как бытие-в-себе, в Царстве Своем - реализует это содержание, обретая полноту бытия-для-себя, и в Имени Своем выражает вовне это содержание, достигая степени бытия-для-иного. Имя Божие – это выразительная категория, которая соответствует понятию Энергии сущности. В этой энергии даны: начертание Божественного Смысла и образы-имена возможного инобытия. Божественной полноте противостоит Ничто, пустота, которая является возможностью, потенцией возникновения инобытия. Абсолют может позволить начать существовать этой пустоте. Акт творения, который не является необходимым... Подробнее

Демественно-путевое многоголосие 16-17 вв. как выражение музыкальной стихии Божества. Опыт религиозно-философского осмысления музыки

С точки зрения религии настоящее, истинное искусство есть то, которое приближается к Первообразу всякого бытия и красоты. Этот Первообраз есть Абсолют, для Которого «быть» и «быть прекрасным» – это одно и тоже. Искусство есть подражание божественной Красоте. Именно поэтому в период своего расцвета религия запрещала всякое своевольное творчество и утверждала только то, которое возвышало эстетическое чувство человека до уровня молитвы – каноническое. Культовое искусство должно быть чистейшим проводником освящающих и преображающих Божественных действий. Значит, в настоящем культовом искусстве нет ничего придуманного, но есть лишь нескончаемый поток богоявления. Все антично-средневековое искусство, как религиозное творчество, богоподражательно (здесь характер Первообраза определяет и характер произведения искусства),  и потому оно не субъективно, но объективно и... Подробнее

Таинство Креста Христова

Таинство Креста Христова. В христианской традиции Крест является главнейшим символом и основным священным предметом, Его почитание приравнивается к почитанию Самого Христа. Этот образ пронизывает все ритуальное пространство христианской жизни от храмовых глав до нательного символа-подвески. Для христиан Крест является таинством, так как связан с предвечным таинственным замыслом Бога о своем творении. Таинство это вызывает трепет, поскольку несет в себе идею самоуничижения Божества, которое в некотором смысле начинается уже с момента сотворения иного, дарования ему свободы самоопределения, и завершается в искупительной жертве Христа. Христианский Абсолют ограничивает, уничижает, умаляет Себя ради Своего творения, и в этом заключена Его абсолютная мудрость. Знак креста, наличествующий во многих древних культах, в христианстве раскрывает всю свою сокровенную глубину,... Подробнее

Размышление о посте и молитве

Многовековая церковная традиция говорит нам о необходимости для религиозной жизни поста и молитвы, более того, практически все традиционные религии говорят о том же. В чем же религиозная суть и взаимосвязь этих ритуальных практик? Суть коренится в самой природе религии понимаемой как связь между человеком и Богом. Человек смертный и несовершенный желая преодолеть свою смертность и несовершенство, устремляется к Божеству, в котором и желает утвердить всю свою жизнь. В этом устремлении человек ощущает реальную сверхъестественную связь с Богом, которую и старается усилить, упрочнить и расширить максимально. Утверждая себя в Боге, человек одновременно утверждает Бога в себе, для этого человек ограничивает и сужает свое субъективное несовершенное пространство и расширяет присутствие в себе... Подробнее

Софиология и имяславие в религиозно-философской системе А.Ф. Лосева

После софиологических и имяславских споров в богословских и философских кругах прошло уже почти столетие, и теперь исследователь может попытаться объективно оценить многие спорные моменты этих течений русской религиозной мысли. Главным здесь является вопрос о соответствии софиологических и имяславских концепций святоотеческому православному преданию. Бесспорно, что почвой, на которой вырастают эти учения, является платонизм. Сам этот факт, конечно, не выводит автоматически софиологов и имяславцев за рамки православия. Ведь, например, богословие Ареопагита, Максима Исповедника или Григория Паламы, будучи православным представляет собой в то же время характерный синтез античного неоплатонизма с христианством: здесь мы находим ярчайшим образом представленное учение об апофатическом Первоначале, его энергиях-идеях, об умном космосе, об умном восхождении и мистическом экстазе. Можно... Подробнее

Богословское значение понятий «Божественной Софии» и «Имени Божьего» в диалектике А. Ф. Лосева.

XX век подарил нашему богословию высший синтез византийско-московского православного мироощущения с чистейшей философской мыслью в лице монаха Андроника (А. Ф. Лосева). Свое мировоззрение сам Лосев определял как «православно понимаемый неоплатонизм»[1], важнейшими категориями, которого были София и Имя. Принятие Лосевым монашества в 1929-м году было свидетельством полноценного синтеза в его жизни религии и философии, как бы погружением в стихию христианского платонизма, который по определению Лосева есть не что иное, как монашество[2]. До последних дней своей жизни Лосев был делателем умной молитвы и стремился к идеалам православного монашества с его аскетизмом, сердечным слезным покаянием и возвышенной целомудренностью. Лосева можно назвать православным Гегелем, ибо он впервые в истории православия предложил метод абсолютной диалектики,... Подробнее

Средневековье священника Павла Флоренского

Вступление. Апологет Средневековья: культоцентризм, иконопочитание, геоцентрическая космология и т. д. Магия в миросозерцании Флоренского. Панмагизм (Общечеловеческие корни идеализма 1908г.; Органопроекция 1917г.). Магия в связи с имяславской проблематикой (Магичность слова 1919г.). Магия в аспекте истории и философии культа. Раскол XVII века: изменение культовых форм как переход к десакрализации культуры. Монархические идеи. «Священнокнут». Теократический, а не демократический принцип поставления Царя. Богословие царской власти: Царь как явление религиозное, а не правовое. Царство от Царя, а не Царь от Царства. Самодержавие необходимо отличать от имперского абсолютизма, как крайней формы автократии. (Около Хомякова 1916г.; Переписка с Булгаковым 1917г.). Церковь и Царь. Сакральное восприятие Царской власти... Подробнее