Вверх

О храме

На данный момент богослужения в храме совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням. Хор исполняет песнопения древнерусского канонического извода: столповой знаменный распев и троестрочие. Основой жизни Прихода является богослужение. Наша литургическая деятельность ориентирована на восстановление отечественных канонических форм православного богослужения: живопись, пение, чтение, естественное освещение, соответствие служб суточному времени и т. д. На наш взгляд, данная ориентированность актуальна в современном десакрализованном культурном контексте. Для человека нашего времени полезно ознакомление с традиционной, старинной литургической культурой, ибо в этой культуре ярче всего проявляется исконный смысл религиозной жизни.

Приглашаем всех желающих на богослужение в наш маленький храм.

В возрождении русской православной традиции в наши дни важное место занимает и храмостроительство. 



Отзыв кандидата философских наук Земсковой В. И. на архитектурный проект храма Святой Троицы г. Волгограда.

Земскова Вера Ивановна является автором научной монографии: Христианская базилика и Иерусалимский храм. Единство традиции и преемство архитектуры. СПб.: изд-во «Академия исследования культуры», 2012).

Базилика Рождества Христова в Вифлиеме IV в. Болнисская базилика V в. (Грузия) Монастырь Святого Стефана в Урбниси, VI-VII века (Грузия) Базилика св. Аполлинария Класс (Италия) VI в. Новая Базилика св. Аполлинария Равенна (Италия) VI в. Базилика Софии Никея, (в которой проходил 7 вселенский собор) VII в. Успенский Храм IX в. (Гора Афон). Главный и древнейший храм Афона Бодбийский кафедральный собор  IX в. (Грузия) Храм в селе Сиони X в. (Грузия) Храм Отхта X в. (Грузия)

Базилика — древнейшая форма христианского храма. Базилики мгновенно распространились по всей Римской империи, как только христианство в начале IV века стало разрешенной религией. Тем интереснее проект, предпринятый в Волгограде, — построить храм в виде базилики (Приход храма Святой Троицы Тракторозаводского района, настоятель иерей Григорий Мусохранов).

Базилики имеют много преимуществ: их строительство несложно с инженерной точки зрения и поэтому дешево, их внутреннее устройство функционально, а форма красива простотой и узнаваема (и может быть украшена извне в зависимости от вкуса и возможностей прихода).

Проектируемый Троицкий храм в Волгограде представляет собою трехнефную базилику с тремя апсидами. Три апсиды на всю ширину восточной, алтарной стены создают просторные помещения для алтаря, жертвенника и ризницы.

Внешний облик базилик всегда узнаваем, прост и компактен, волгоградской базилике придает стильность облицовка природным камнем.

Поскольку базилика может быть трехнефной или пятинефной (в истории были даже девятинефные базилики), то без нарушения основной формы к базилике можно прибавлять объемы вдоль здания. Это и сделано в волгоградской базилике: с северной и южной стороны пристроены дополнительные помещения, в одном из них будет устроена крещальня. Во первых, иметь просторную крещальню под одной крышей с храмом удобно для крещаемых (они могут сразу причаститься после крещения, особенно это актуально для младенцев), а во-вторых, строить отдельное здание для крещальни – дорого.

Базилики обладают хорошей акустикой: в свободном, пространстве центрального нефа звук хорошо распространяется (как в концертном зале), — а это важно для небольших приходских хоров и, обычно небольшого, клира.

Волгоградский проект предлагает удобную, рационально организованную и красивую церковь. Единственным возражением может стать привязанность к русской архитектурной традиции, знающей только крестово-купольные храмы. Однако все первые церкви были базиликами как в западной части Римской империи, так и в восточной, ставшей позже Византией. В Византии базилики были господствующей архитектурной формой до VI века, пока не был построен храм Св. Софии. Под влиянием архитектуры Св. Софии постепенно (в течение двух-трех столетий) возник новый тип храма — крестово-купольный. Именно он и был принесен на Русь после ее Крещения.

Крестово-купольные храмы, всегда небольшие по площади: в России принято считать, что небольшие храмы легче протопить зимой. Но если сравнить базилику и крестово-купольную церковь, равные по площади, то преимущество базилики налицо: помещение базилики протопить проще, так как крестово-купольная церковь заведомо намного выше, и всё тепло уходит вверх.

Возможно, сейчас в России пришло время обратиться к базилике, этой древнейшей форме христианского храма. Возвращение к религии в целом произошло, вместе с этим произошло и возобновление церковного строительства в традиционном стиле крестово-купольной архитектуры, — так почему бы не обратиться к чисто функциональной архитектурной форме, которая напрямую предназначена для задач миссионерства? Базилики вмещают большое число людей, удобны для богослужения, просты и дешевы в строительстве.

Сейчас, как кажется, мы переживаем тот момент, который прошла когда-то Византия. А именно, христиане до VI века почти не перестраивали языческие храмы под церкви, хотя храмы пустели и некоторые из них можно было легко переделать; не наберется и десятка случаев до VI века, когда все-таки переделывали. Однако в VI веке, в эпоху императора Юстиниана христиане начали осваивать опустевшие языческие храмы (тогда же, например, был переделан в христианскую церковь Парфенон в Афинах). Использовать здания иной религии стало возможным только тогда, когда чисто идейное противостояние между христианством и язычеством потеряло актуальность и на чуждые когда-то здания стало возможным взглянуть с практической точки. Представляется, что сегодня в России уже возможно и будет принято подобное чисто рационально-практическое переосмысление выбора архитектурной формы — а именно с точки зрения удобства пространственной организации, простоты строительства и эстетического вида здания. И мы бы увидели в массовых примерах древнейший вид христианского храма — базилику.

В дополнение к сказанному Земсковой В. И. хотелось бы привести еще несколько аргументов в защиту и поддержку нашего базиликального храма.

  1. Как доказывает Земскова В. И., христианская базилика возникла в IV в. как первый самобытный тип христианской культовой архитектуры, сформировавшийся под влиянием ветхозаветных описаний Иерусалимского храма. Базилика символизирует собой Ноев ковчег и ковчег Завета, основное помещение базилики именуется греческим словом «неф», что буквально означает «корабль».
  2. Базилики распространялись по всем территориям, где происходила христианизация в I тысячелетии: в Палестине, Риме, Сирии, Африке, Египте, Эфиопии, Причерноморье, на Кавказе, на Афоне и т. д. Равноапостольный князь Владимир принял Святое Крещение в Корсуни (Херсонесе) именно в базиликальном храмовом комплексе.
  3. Археологи утверждают, что первый каменный храм, построенный князем Владимиром в Киеве, так называемая Десятинная церковь, был купольной базиликой:
    «К концу X в., когда строился христианский храм, который должен был стать не просто церковью при княжеском дворе Владимира, а первой общезначимой христианской святыней Руси, константинопольская архитектура уже полностью переходит к строительству крестовокупольных храмов небольшого размера. Навык строительства больших храмов в столице Византии уже утрачивается, однако он продолжает существовать на периферии империи, где такие храмы строятся как базилики или купольные базилики. Возможно, строители Десятинной церкви учли особые требования к созданию храма и по ходу строительства изменили первоначальный замысел. Такие ситуации в практике византийского строительства нередки. Последние раскопки свидетельствуют, что Десятинная церковь задумывалась именно как крестовокупольный храм, но уже в процессе самого строительства замысел изменили, и она превратилась в базилику с развитой инфраструктурой. Стоявшая перед строителями сложная задача создания грандиозного здания, практически невыполнимая в то время в формах крестовокупольного храма, была решена за счет использования большого количества дополнительных компартиментов, соединенных в итоге в единое сооружение. Такой почерк построения архитектурной формы весьма близок византийской архитектуре X–XI вв. в ее провинциальном варианте. Наиболее близок принцип построения архитектурной формы Десятинной церкви памятникам I Болгарского царства. Буквальной аналогии здесь нет – ведь в окончательном своем виде каждая из этих построек была индивидуальной и не копировала другую. Важно другое: практически все болгарские храмы этого времени строились как базилики и вскоре (или в процессе строительства) начинали обрастать развитой инфраструктурой. С болгарскими памятниками Десятинную церковь роднит и схожая система устройства фундаментов и, особенно, субструкций под ними. На Владимира могли оказать воздействие и виденные им церковные постройки в византийском Херсоне. Как раз в X в. в Крыму шло активное строительство и перестройка больших базиликальных храмов, что могло сказаться и на выборе окончательной формы Десятинной церкви». Ивакин Г.Ю., Иоаннисян О.М. О новых раскопках Десятинной церкви (2005–2007 гг.). В кн.: Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М., 2008. Т.1, с. 12−19.
  4. В нашем случае данный тип архитектуры обоснован исторически и регионально: дело в том, что первые христианские храмы на территории современной РФ строились на Северном Кавказе и в Подонье, где жили древние Аланы (в VI-XI вв.), и это были в основном базилики. «Значительная часть аланских племен, проживавших вплоть до VI века на территории Подонья в его нижнем и среднем течении, справедливо считается дальними предками местного славянского этноса… Из исторических источников известно, что Святая Константинопольская церковь стремилась оказать помощь местному населению в организации православных общин. Можно с уверенностью сказать, что, как и на Северном Кавказе, местные зодчие пытались повторить византийский опыт и в первое время возводили одноапсидные храмы базиликального типа» (с. 15). «На этапе зарождения каменного зодчества в горных районах Северного Кавказа, в степном Предкавказье и в Подонье в VI-IX вв. возводились простые в плане постройки. Чаще всего археологами отмечены руины небольших однонефных базилик» (с. 9). «Эти храмы имеют сегодня для российской науки большое значение тем, что являются самыми древними на территории современной России» (с. 11). Поскольку Волгоград по своему географическому положению находится в южном регионе, то здесь вполне уместна базиликальная архитектура храма, в отличие от северной и средней полосы России. «Примером и школой каменного зодчества на юге современной Российской Федерации было Закавказье, где на территории государств Грузии, Армении, Абхазии уже давно научились возводить из камня значительные по размерам христианские храмы…» (с. 9). Лазарев А. Г. Православное зодчество донского края. Ростов-на-Дону, 2005.
  5. Внешний вид базилики вызывает у современного обывателя ассоциации с латинским католическим стилем, обычно подозрение возникает из-за четырехконечного креста на кровле (и стенах) и из-за отсутствия купола. Причиной подозрений является банальная неосведомленность и/или дезинформированность. До VI в. на христианских храмах вообще не было куполов, позднее, после юстиниановой Софии, возник крестово-купольный тип храма и существовал параллельно с базиликальным безкупольным (были варианты и купольных базилик). Два этих типа выражают в своей архитектуре различные богословские идеи, а именно, они ориентированы в двух разных знаковых системах – пространственной и временной. Крестовокупольный храм, устремлен по вертикали мироздания к Творцу, базиликальный, как корабль, устремлен по горизонтали времени к Свершителю истории.
  6. Употребление восьмиконечных крестов на храмах – это относительно поздняя традиция, восходящая к постановлениям Стоглавого Собора 1551 г. Царь Иоанн Грозный установил на Успенском соборе Кремля крест восьмиконечный по образу осиняльного креста, употребляемого на праздник крестовоздвижения. Это было нововведением, поэтому возник вопрос, рассматривавшийся на соборе 1551 г. и последовало постановление о том, что нужно сохранить на храмах древние четырехконечные кресты, а на новосооруженных ставить восьмиконечные: «Якоже искони на святых церквах святые кресты водружены и поставлены и доднесь такоже да пребывают неподвижими. Такоже и ныне убо водружен бысть и поставлен святый крест благочестивым царем Иваном на соборной церкви пречистыя Богородицы, якоже есть воздвизальный крест имже благословляют… и таковыя святые кресты на церквах и впредь да поставляются же» (Стоглав, глава 41, вопрос 8). Со времен церковного раскола в России XVII в. восьмиконечный крест стал знаменем старообрядчества и когда новообрядцы водружали на храмах четырехконечные кресты, старообрядцы обвиняли их в латинской ереси. Так о кресте писал протопоп Аввакум: «Слыши и вонми, яже глаголю: да будет крест Христов тричастный на престоле, и на жертве, еже есть на просвире, и на главе церкви, и на иконах…» (с. 262); «Явно обманул диявол русских людей, бедных; явно идут в пагубу, римскую блядь, возлюбивше кресть четвероконечный…» (с. 263). Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006. Восьмиконечный древнерусский крест в своей форме и пропорции является уникальным художественным произведением нашего национального религиозного духа. По своей красоте, утонченности и богословской глубокомысленности он сравним разве что с кельтским орнаментальным крестом. Восьмиконечный крест не сочетаем с архаичным базиликальным храмом, потому что предполагает вполне определенный стиль культовой эстетики соответствующий русскому средневековью XVI в. На базиликах кресты всегда были четырехконечные, по форме похожие на мальтийские равноконечные или вытянутые. Всякий радеющий за восьмиконечные кресты на храмах и луковичные золотые купола, чтобы быть до конца последовательным, должен придерживаться двоеперстия, старопечатных книг, знаменного распева и т. д., но, к сожалению, современный обыватель понятия не имеет об этих элементах древнерусского богослужения, связанных в единый неразрывный эстетический комплекс. В настоящее время, в сложных экономических условиях, в которых существует большинство приходов, естественнее всего строительство не дорогих и сложных в архитектурном отношении храмов, а дешевых, простых и практичных. И если двигаться не в сторону модерна, а в сторону традиции и канона, то наиболее подходящим типом архитектуры оказывается базиликальный, органично сочетающийся с любым стилем богослужения.
  7. Очевидно, что базиликальная архитектура православного храма имеет не меньше богословских и историко-культурных оснований, чем крестово-купольная.


Храм Святой Троицы (Волгоград)