Вверх

Мои исследования

Философия скверны в восточно-христианском средневековье

По словам Роже Кауйа «нет ни одной религиозной системы – даже если понимать это выражение в широком смысле – где бы ни играли основополагающей роли категории чистого и нечистого»[1:163]1. Каждая религия имеет свое специфическое обоснование и осмысление данных категорий. В Восточном христианстве, особенно в период средневековья, восприятие скверны было очень ярким, детально разработан был и соответствующий ритуал очищения. Поскольку феномен нечистоты вызывает у современного человека недоумение, попытаемся  изложить его концепцию с точки зрения средневекового христианства. Человек находится на грани двух миров: умопостигаемого и чувственного, потенциально он охватывает оба мира2. Духовный мир и физический соотносятся как идея и... Подробнее

"Тайнозамкненные" элементы в древнерусском богослужении: глоссолалии и фиты

Средневековое византийско-московское православное богослужение зиждется на принципе «тайнозамкненности» – восприятии Бога как Тайны, которая разнообразно приоткрывается в литургическом действе. Богослужение есть мистерия, таинство, обрамляемое обрядами, символическими слоями, через которые человек проникает в Бога. В сакральных символах сомкнуто, заключено само Божественное бытие, Божественные тайны, на Руси эта сомкнутость именовалась «тайнозамкненностью». Этим символическим принципом пронизано все богослужение: в сфере архитектуры, алтарь сокрыт иконостасом, то есть тайнозамкнен; изображаемый на иконе скрывает свое имя в сакральной надписи; в церковнославянском письме священные слова «сворачиваются» под титлом (церковная тайнопись подразумевает, что слова эти должны знать только посвященные); древние распевы таили в себе «сокровенные» попевки, лица и фиты. Тайнозамкненность и символизм придают богослужению особую сакральную рельефность,... Подробнее

Диалектический принцип в древнерусской музыкальной системе (11-17 вв.)

Название может показаться странным: какая связь между диалектикой и древнерусской музыкой? Но если мы усвоим общие принципы антично-средневековой диалектики, этого философского метода и вдумаемся в самую структуру древнерусской музыкальной системы, то обнаружим органическую связь обоих этих явлений. Фундамент античной диалектики был заложен Платоном в диалоге «Парменид», наиболее детальная разработка ее дана в неоплатонизме Плотина и Прокла. Средневековая философия восприняла и переработала античную диалектику для осмысления церковных истин –  главным образом в лице Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника и Николая Кузанского. Диалектика есть наиболее совершенный и последовательный способ мышления, она есть зрение ума, выявляющее смысл бытия, его полноту –... Подробнее

Платонический характер восприятия церковнославянского языка в Московской Руси (14-17 вв.). К православной философии культа

В настоящее время для православного богословия особенно актуальным становится вопрос о богослужебном языке: проблема восприятия (понимания) человеком богослужебного текста и перевода литургических текстов на современный русский язык. В связи с указанной проблематикой небесполезным будет рассмотреть языковую ситуацию в Древней Руси, ибо для русского православия должна быть естественной ориентация на Святую Русь, ее мироощущение. На основании современных лингвистических исследований можно выделить несколько основных черт в восприятии церковнославянского языка на Руси 1. Первая черта – это представление о сакральности богослужебного языка, его таинственной укорененности в самом Боге. Церковнославянский язык является богооткровенным, он дан Богом славянским народам через равноапостольных учителей.... Подробнее

Человек в сакральном пространстве

История и смысл православного перстосложения. Крестное знамение. Культура стояния и поклонов в православной традиции.   Движение по кругу и сакральное пространство. В цикле статей, предлагаемых читателю, будут рассмотрены принципы сакральной организации человека в православном литургическом предании. Поскольку человек находится в пространстве и времени, то религия формирует традицию пространственного поведения человека и временную организацию его жизни. Верующий знает, что нельзя жить без богослужения, богослужение же издревле предписывает человеку: особое положение тела и его движение при совершении культа, особое время для молитвы (временной ритм молитвы: суточный, седмичный, годовой круг), использование священных предметов,... Подробнее