Вверх

Тезисы лекции: КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХРИСТИАНСКОЙ КОСМОЛОГИИ.

Космология – это система представлений о происхождении, структуре и конечной цели мира и человека.
Христианский Абсолют мыслится как полностью реализовавший все потенции Своего бытия, что дано в представлении о троичности, о Царстве и Имени Бога. В триипостасности Божественное бытие проявляет и утверждает свое содержание как бытие-в-себе, в Царстве Своем - реализует это содержание, обретая полноту бытия-для-себя, и в Имени Своем выражает вовне это содержание, достигая степени бытия-для-иного.
Имя Божие – это выразительная категория, которая соответствует понятию Энергии сущности. В этой энергии даны: начертание Божественного Смысла и образы-имена возможного инобытия.
Божественной полноте противостоит Ничто, пустота, которая является возможностью, потенцией возникновения инобытия. Абсолют может позволить начать существовать этой пустоте.
Акт творения, который не является необходимым для полноты Божественного бытия, есть призыв ничто к существованию или Божественное позволение пустоте обрести сущность. Именование Богом иного и становится процессом творения, когда ничто начинает нести на себе Божественные имена.
Инобытие возникает как вариация на тему Абсолюта, как различная степень воплощенности Божественного содержания (энергии), образа, Имени. Все инобытие (творение) – это различная степень отображенности Абсолюта в ином, в пустоте. Поэтому инобытие имеет иерархическую структуру, выражающую постепенное угасание присутствия божественного действия в ином.
На первой ступени творчества Абсолют утверждает свое максимальное присутствие в ином, которое на последующих ступенях угасает, доходя до полного помрачения божественного света и смысла во мраке инобытия. Только дойдя до этого угасания Абсолют проявляет максимум своего творческого действия погружаясь в ничто, и охватывая его во всей полноте.
Высшая ступень божественного творчества есть максимальная проникнутость инобытия Божественным началом, а значит и максимальная несамостоятельность иного. Низшая ступень творения – это минимальное присутствие Божества в ином, а значит проявление максимальной самости иного, но поскольку спецификум иного есть ничто, то данная ступень будет минимально бытийственной и бессодержательной – это чистое пространство, которое противостоит бытийственной насыщенности духа.
Структура всего тварного бытия располагается между крайними точками духа и пространства или идеи и материи и венцом своим имеет их уравновешенный синтез. Идея представлена в ангельском бытии, материя в живой и неживой природе, а их синтез в первозданном человеке. Ангельский мир так же имеет свою иерархию, представленную как минимум в трех ступенях: духи, находящиеся в непосредственной близости к Абсолюту и всецело обращенные к Нему, духи, обращенные к себе и духи, обращенные к иному, к материи.
Функция каждой мировой ступени состоит в следующем. Ангелы содержат в себе божественный образ в чистоте и незамутненности, являясь идеалом и образцом для нижерасположенной твари, то совершенство, которым они обладают, дано им без усилий с их стороны в самый момент их сотворения. Природа выражает творение как таковое, как бытие инаковое по отношению к Абсолюту. Человек же должен свободным волевым усилием снять эту инаковость, внеположенность космической и своей собственной природы Богу, обращаясь к ангельскому бытию как к образцу. Поскольку Абсолют есть именно самоутвержденное совершенство, то и творение должно повторить на себе это важное качество Творца, должно само, добровольно утвердить себя в Божественном совершенстве. Эта функция и была возложена на первозданного человека, ведь ангелы от начала обладают совершенством им некуда больше стремиться, природа - несовершенна, но и несамодвижна, неразумна.
Конечной целью всего творения является максимальное уподобление Творцу, воплощение на себе Его явленного образа-энергии, данного в Его Имени. Поэтому спецификум ангелов, как идеала, и сама их бытийственность заключены в непрестанном славословии Имени Божьего. Богослужение, молитва – это необходимые онтологические категории функционирования всего тварного бытия.
Лекция составлена на основе работ А. Ф. Лосева: Дополнения к «Диалектике мифа»; Античный космос и современная наука.

Возврат к списку